28 августа 2024 года проведена августовская секция учителей химии «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебного предмета “Химия”. Актуальные направления деятельности в 2024/2025 учебном году»

29.08.2024

С анализом результатов деятельности учителей химии за 2023/2024 учебный год выступила методист районного учебно-методического кабинета Курьянович Ольга Викторовна.

Далее были рассмотрены следующие вопросы: нормативная правовая обеспеченность образовательного процесса по учебному предмету «Химия», (инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь к 2024/2025 учебному году, Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 41 от 9 апреля 2024 года «Об установлении перечней мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса», Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 213 от 28 июля 2023 года «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» и др.); формирование естественно-научной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Химия»; реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Химия» через использование активных методов и форм обучения.

По вопросу соблюдения правил безопасного поведения при проведении занятий с учащимися по химии выступил Горбачев Александр Николаевич, инженер по охране труда ГУ «Межотраслевой центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Осиповичского района».

По итогам проведения заседания были приняты следующие рекомендации для учителей химии:

- обеспечить выполнение требований учебных программ по учебному предмету «Химия» при организации образовательного процесса, учесть изменения, которые произошли в учебных программах, в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 213 от 28 июля 2023 года «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования»;

- использовать в образовательном процессе учебники, учебные пособия и иные учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования;

- при организации образовательного процесса по учебному предмету «Химия» строго соблюдать Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, которые устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, работ исследовательского характера, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса.

- формировать функциональную грамотность учащихся на учебных и факультативных занятиях химии, используя задания, направленные на:

трактовку учащимися информации об объекте, представленной в текстовой или графической форме;

выделение сходных и различных свойств изучаемого объекта или явления;

установление сходства (аналогии) малоизученного объекта с хорошо известным в форме гипотезы;

применение приема моделирования;

формирование умений формулировать выводы на основе имеющихся данных;

нахождение путей решения проблемных жизненных ситуаций;

поиск, извлечение, интерпретацию, преобразование, оценку, критическое осмысление информации и т. д.;

- реализовывать воспитательные задачи на уроках химии, используя следующие приемы:

установление межпредметных связей химии с другими науками: историей, географией, математикой, физикой, лингвистикой;

изучение материалов о научных открытиях, личностных качествах и заслугах ученых, в том числе белорусских;

включение в содержание учебных занятий материала, позволяющего раскрыть сущность экологических проблем и способы их решения (о предельно допустимой концентрации опасных веществ; об источниках загрязнений и мерах по обеспечению экологической безопасности; о замене традиционных химических производств технологиями «зеленой химии»);

формирование навыков грамотного и безопасного обращения с веществами, необходимыми в повседневной жизни (ознакомление с информацией о веществах бытовой химии, опыты с ними);

включение в содержание обучения информации о развитии химической науки в Республике Беларусь, роли химической промышленности в экономике нашей страны;

демонстрация важности химических знаний в выборе профессии, связанной с химией, раскрытие перспектив данного выбора на примере учреждений образования Республики Беларусь.

 

Курьянович Ольга Викторовна, методист ГУМУ «Осиповичский районный учебно-методический кабинет»